spacer.png, 0 kB

Фраза дня

i

 "Уоптимистов сбываются

 мечты, а у пессимистов -

кошмары"

(Бернард Шоу)

Авторизация на сайте



Подписка

Получать обновления сайта на E-mail
Динамические игрушки Печать
Семейная страница - Статьи

image121

В этой статье мы предложим вниманию родителей полезные и развивающие игрушки для детей.

Научившись уверенно перемещаться в пространстве, малыш активно исследует окружающий его мир. В это время для него важны свойства предметов и свои возможности действовать с ними. Особо дети выделяют игрушки, которые могут приходить в движение. Так интересно шагать по дорожке парка и везти впереди себя игрушечного зайца на колесиках, бьющего палочками по барабану! А лошадка-качалка, клюющие курочки... Если все эти «забавные вещицы» вызывают у растущего человека неподдельный интерес, настало время знакомить его с динамическими игрушками. Ведь это не забавы, а настоящие открытия - сюрприз в своих собственных руках.

Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды различные характерные движения живых существ или предметов.

В большинстве своем, это традиционные деревянные игрушки, самые известные из которых – так называемые богородские: например, кузнецы, клюющие курочки,и т.п.,  а также некоторые каталки, дорожки для шариков, ручные волчки, акробаты и пр. Такие игрушки встречаются у разных народов, самая древняя из них датируется 3 тыс. до н.э. Современные динамические игрушки воспроизводят традиционные и пополняют их новыми весьма интересными вариантами. Такие игрушки лишь кажутся простыми, на деле они  весьма разнообразны  по сложности – для детей от 1.5-2 лет до подросткового и юношеского возраста.

Нажми на кнопку, получишь динамическую игрушку?

В последнее время появилось множество, казалось бы, движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые, казалось бы, передают характерное движение живых существ, но эти движения совершенно не зависят от действий того, кто ими играет. Особенно популярны у родителей так называемые интерактивные игрушки – игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже, как будто, «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» - радость обиду боль, ползают, обнимаются. Казалось бы, что тут плохого? Нажал кнопку – «ожила».

Но! Истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по-настоящему играть. Всё кем-то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности. Их движение не зависят от действий ребенка, их соразмерности, ловкости.  Детское«Я» не может по настоящему ощущать себя в действии.

Дети-дошкольники, обладая уникальной способностью подражать, склонны переносить на себя образ и движение живых существ, который находится в сфере их внимания. Телесное и душевное отождествление ребенком себя с наблюдаемым действием позволяет осваивать все – от прямостояния и ходьбы до пользования инструментами – ложкой, ножом, лопатой, терминалом общественного транспорта…. Отождествление себя с таким электронным «движением» наносит вред детскому развитию.

В отличие от вышеназванных, механизированных и роботизированных, настоящие динамические игрушки выражают и отражают живое движение самого ребенка. Причем, движение и равновесие не создается искусственно, посредством электропривода. Ребенок обнаруживает эти закономерности сам, в результате собственной деятельности и в соответствии с законами земного тяготения, где есть статическое и динамическое равновесие (отсюда и название – динамические игрушки.)

Какие  они бывают.

Все динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов, например, - по характеру движения:

1. Игрушки-каталки

Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемые передние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой.

К первым относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда малыш приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Вторые – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята.

Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше ребенок, тем больше ему подходит передняя каталка-«толкалка», потому что он только осваивает пространство перед собой. Для начала малыш должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам. Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство. А это значит, он сможет верно воспринимать движение позади себя в связи с собственным движением, научится удерживать каталку или машинку от падения на поворотах, выбирать путь, где поменьше ям и колдобин.

2. Крутящиеся игрушки.

Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает.

Ручные волчки. Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можноlarge_6 запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств. Трехлетние малыши справляются с большим волчком, к четырем годам осваивают маленький, а вот дальше начинается самое интересное! Ведь волчок может вращаться и шляпкой вверх, при этом он так похож на грибок. А можно раскрутить его навесу и дать упасть на пол - так, чтобы вращение продолжалось. А еще очень интересно устроить соревнование - запустить одновременно несколько волчков: чей дольше прокрутится?

Механическая юла. Хочется обратить внимание на простую юлу, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала.

Мобиль - это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться на то, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9-10лет. Причем, эти первые «игрушки-вращалки» в жизни малыша для школьников превращаются в эдакую деталь интерьера, любимую и детьми и взрослыми. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства, причем, именно как игрушки, а не в качестве предмета интерьера. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку. Именно поэтому очень важно, что кружение фигурок происходит не механически, а естественно.

3. Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка, как и маленькая лошадка-качалка, отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия.

Есть и напольные игрушки-качалки - конь, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Малыш может раскачаться на таком скакуне, изо всех сил подстегивая его движение. Такие игрушки актуальны для детей от 1,5 и до 5 лет. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать возбуждение скАчки, крайние неустойчивые точки и баланс, покой – между ними.

Птица в полете.. Фигура лебедя, подвешенная определенным образом на тонких шнурах, парит в воздухе, как настоящая, живая птица. А стоит только слегка потянуть за шарик, укрепленный на веревочке снизу, лебедь легко взмахнет крыльями, и отправится «в полет», делая взмах за взмахом и плавно раскачиваясь всем корпусом. Постепенно движение плавно затихнет, и птица снова будет «парить».

4. Катающиеся игрушки. Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы есть специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные (кугельбан) и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Подобные игрушки также будут интересны ребенка на протяжении нескольких лет – от года до школы в зависимости от конструкции, поскольку оставляют возможность для экспериментов. Например, можно запускать несколько шариков паровозиком или по одному, с каким-то интервалом, и наблюдать, синхронно или вразнобой они спрыгивают с «этажа» на «этаж», с одинаковой ли скоростью катятся, а если какой-то выскочит с дорожки, то почему?

5. «Шагающие» игрушки - те, которые передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущаяbik белка, ныряющий дельфин). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 2-4 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником. Хорошо, что игрушка представляет собой трогательный образ животного, пробуждая в ребенке соответствующее отношение и включаясь в различные режиссерские игры.

6. «Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки. Передвигаться подобным образом могут, например, медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице. Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. Даже у младших школьников сохраняется интерес к этому занятию – ведь лестницу можно наклонять, и клоун все равно будет кувыркаться. Правда, лишь до определенного угла наклона.

Отдельно хотелось бы сказать об игрушках-верхолазах. Загадочен и сам процесс перемещения фигурки наверх – с каждым шагом все выше и выше, и механизм приведения его в действие. Со временем вдруг обнаруживается, что фигурка способна перемещаться вверх и съезжать вниз. Но нужно приспособиться задавать верный ритм и амплитуду движения рук. Это под силу ребенку лишь около 5 лет.

Здесь были описаны игрушки для детей раннего возраста и дошкольников. На этом их ассортимент не оканчивается. Есть замечательные лабиринты миниатюрные ручные и большие ножные, по которым катящийся шарик нужно провести по сложной траектории. Кугельбан – дорожка для шариков, машинок и т.п. (дерево, металл, пластик) выпускается как в простом миниатюрном, так и в сложном многоуровневом исполнении, а также  как сборная конструкция со множеством вариантов, что уже предполагает способность планировать и предвосхищать движение при сооружении конструкций. Сложные варианты динамических игрушек – «Диаболо», шагоход – задействуют такое разнообразие физических свойств самого движения объекта и субъекта игры, что их осилят, пожалуй, только младшие школьники и подростки.

Таким образом, широкий возрастной диапазон некоторых динамических игрушек объясняется тем, что, помимо интереса к движению, развития  ловкости, такие «развлечения» могут дарить идеи для разнообразных сюжетных игр, служить материалом для исследований и состязаний.

Действуем, наблюдаем, подражаем

Общей характерной особенностью динамических игрушек можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает бычка). Ключевым элементом экспериментирования является активное наблюдение за движением – т.е. концентрация внимания.  А более высоким этапом развития -  развитие и поддержание движения.  При этом ребенок  сначала случайно, а затем, все более осознанно сам задает характер и особенности движения. В результате чего игровые действия, как правило, варьируются или активно повторяются – это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка.

dh0204Малыш очень долго может наблюдать, как раскручивается и останавливается юла, и запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например, замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кугельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают. Значит, нужно непрерывно поддерживать и развивать движение: ребенок сам качается или скачет на лошадке, везет за веревочку сороконожку. Или, ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз.

Важнейшее качество детского восприятия состоит в том, в отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом его собственной «игры» с движением. Наблюдая вращение волчка, двух-трехлетний малыш покачивается в созвучии с его движением. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на пол набок.

Так же реагирует и Телесно переживает (это не одно и тоже!) малыш и движения кувыркающегося акробата на лесенке или на горке. Сначала - неустанно спускает с лесенки его фигурку, а через какое-то время пробует сам вставать на руки с опорой на стенку и спрыгивать из этого положения на ноги. С гномом-кувыркунчиком многие дети научаются совершать на полу  кувырок через голову. Играя с богородскими «Дровосеками», дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов. Лишь намного позже малыши воспроизводят эти действия в игре – «рубят дрова на костер», в точности воспроизводя характер и ритм ударов. То же можно сказать и о детском отношении к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи крыльев бабочки являют малышу образ легкого полета.

Игрушки-помощники

Подвижность, активность и любознательность – характерная черта детства большинства детей. Но некоторые малыши обращают на себя внимание непроходящим возбужденным состоянием, непредсказуемостью поведения, сниженным вниманием  и чрезмерной подвижностью. Такой ребенок хватает все, что попадется под руку и тут же бросает за ненадобностью, не может найти себе занятие больше, чем на 3 минуты, а, общаясь с окружающими, задает много вопросов и не слушает ответов. Порой встречается и противоположная картина: малыш малоподвижен, движения у него скудные и вялые, он охотно и подолгу играет сам с собой, а общения со сверстниками избегает или испытывает в нем затруднения. В незнакомой обстановке он обычно прячет лицо или забирается ко взрослому на руки.

Этим детям можно помочь, используя тщательно подобранный ассортимент динамических игрушек. Дело в том, что в различных случаях они действуют с избирательно терапевтическим эффектом. То, что одного ребенка выведет из состояния погруженности в себя, для другого станет средством контакта с другими детьми. Ну а третий получит опыт внутреннего движения и покоя в их полярности, противоположности.

Для детей с нарушениями внимания, движения, равновесия и общей координации это один из действенных способов продвинуться от поверхностного интереса к более углубленному, гармонизировать движения и приблизиться к внутреннему равновесию. Наблюдение в покое - это упражнение для способности восприятия. Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза требует концентрации внимания и координации движения. Наблюдение вращения также концентрирует. Хотя, этого не скажешь о механической юле, где, например, медведи смотрят в разные стороны - восприятие такого центробежного движения может не концентрировать, а возбуждать. Такое удивительное воздействие эти игрушки оказывают только тогда, когда мы, взрослые, предоставляем детям покой и время, чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему захватить все существо и вылиться во внешнее движение в игре.

Телесные переживания ребенка на протяжении многих лет занимают одно из главных мест в процессе становления у него чувства собственного «Я». В возрасте 2-3 лет телесно-пространственный образ самого себя  формируется главным образом через телесное действие как переживание своих возможностей и границ. При этом можно заметить появление удивительного феномена: ребенок относится к наблюдаемому действию как к своему собственному движению, которое он сам и производит.

На третьем году жизни и далее в на протяжении дошкольного детства происходит становление переживания человеком себя как Я, осознание Я в собственном теле и жизни Я посредством тела в окружающем мире. Это происходит при участии развивающихся телесных чувств: чувства осязания, чувства собственного движения и равновесия.

Силы подражания, действующие в первое семилетие  жизни, дают возможность детям воспринимать впечатление от движения динамических игрушек всем своим существом. Именно это ВОСПРИЯТИЕ собственной активности в повторяющемся движении и является фундаментом восприятия себя в мире и мира в себе.

Как выбирать динамические игрушки

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

  • истинность, не карикатурность образа. Ребенок нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить или напугать ребенка;
  • естественность и  природосообразность движения. Например, крокодил не может быть игрушкой-верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях. Карабкающееся движение для него противоестественно. Если у бабочки западает крылышко, то она «не может летать»;
  • соответствие звука и образа. Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;
  • форма, цвета, цвет в движении. Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
  • прочность и ремонтопригодность – в этом плане несомненные преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;
  • возможность игрушки расти вместе с ребенком, быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).

 

А как играть?

Чрезвычайно важно помнить о том, что после покупки и вручения игрушки ребенку миссия родителей не заканчивается! Важно увидеть чудесное в простом и самим взрослым удивиться, тем самым донести это чудо до ребенка.

Это только кажется, что все просто. Исследования показали, что, казалось бы, простые богородские динамические игрушки доступны детям для самостоятельных действий только в 3,5-4 года.

Не пытайтесь забавлять ребенка, запуская перед ним волчки с космической скоростью. Пусть он увидит, что у волчка «кружится юбочка», что ее можно кружить, держа за ручку, а можно покрутить и отпустить – и она чуть дольше кружится. Двигайте любую динамическую игрушку так медленно, чтобы ребенок смог заметить, КАК она приводится в движение. Не объяснение, но показ! неспешный и  увлекательный. И подражание взрослому позволит освоить премудрость движения. Самостоятельно выделять существенные признаки ребенок научается постепенно – не отнимайте у него возможности наблюдать и для себя самому открывать премудрости мастерства. Обратите внимание, что Ваше виртуозное умение может вводить ребенка в «ступор», если он не может сориентироваться и действовать сам.  Всякая игрушка – это поле для общения взрослого с малышом, хороший повод для совместного открытия мира и себя в нем, для развития успешности маленьких людей.

Автор: 

Елена Абдулаева
педагог-психолог высшей категории, методист Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ст.преподаватель кафедры дошкольной психологии и педагогики МГППУ, руководитель детско-родительской студии «Зернышко» (г.Москва),  лауреат премии «Грант Москвы».


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Статистика

Пользователи : 787
Статьи : 236
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 337293
spacer.png, 0 kB